Версия для слабовидящих

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад № 26 комбинированного вида"

173001, Новгородская область, Великий Новгород, Большая Конюшенная улица, дом 5. (Корпус 1); 173003 , Новгородская область, Великий Новгород, ул. Германа, дом 32. (Корпус 2)

Телефон

8(8162)772345; 8(8162)772338

Эл. почта Dou_26@mail.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"Детский сад № 26 комбинированного вида" 

173001, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Большая Конюшенная, д.5 (Корпус 1);

173003, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Германа, д. 32 (Корпус 2).

Телефон: 8(8162)772345; 8(8162)772338. Эл. почта: Dou_26@mail.ru

 

АДАПТАЦИЯ ребенка к условиям детского сада

МАДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида»

___________________________________

"Адаптация ребенка к условиям

детского сада"

 

Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продол­жать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необхо­димо общество сверстников, кроме того, в детском саду работа­ют специально обученные педагоги, но, с другой, насторажива­ют советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.

Действительно, может случиться так, что малыш с первых дней посещения дошкольного учреждения будет плакать, тя­жело переживать разлуку с близкими, родными и через 3 - 4 дня заболеет. Но не надо торопиться обвинять во всем вос­питателей.

Многочисленные исследования ученых (Э. Торндайк, И. П. Павлов, В. Штерн и др.) убедительно доказали, что при­выкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д. Б. Эльконин), в основном зависит от того, как взрослые в семье смог­ли подготовить его к этому ответственному периоду.

 

Период привыкания ребенка к новым социальным усло­виям делится на три этапа.

  1. Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.

  2. Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40 - 60 дней).

  3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрирующие показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10 - 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20 - 30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функци­ональные изменения едва выражены и нормализуются в тече­ние 2 - 4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8 - 9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжести все нарушения в по­ведении ребенка выражены более ярко и являются длитель­ными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20 - 40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30 - 40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное сни­жение двигательной активности на протяжении 30 - 35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особен­но в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой фор­ме адаптации возникает в виде острой респираторной инфек­ции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся соци­альной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.

Тяжелая адаптация характеризуется значительной дли­тельностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее прояв­лений. Число таких детей относительно невелико (8 - 9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях фи­зического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5 - 2 лет жизни, имею­щих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания пе­риода новорожденности и т. д.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного пове­дения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюда­ется длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в тече­ние 30 - 40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребе­нок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориен­тировочная активность.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстни­ками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится при­митивной. Ребенок капризничает, требует повышенного вни­мания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чу­жих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчи­во, возможны рецидивы плача и пассивности.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического разви­тия ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятель­ность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1 - 2 квар­тала.

Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка наруше­нием поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирова­ние личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологиче­ские - патология беременности и родов у матери, приводя­щая к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные - нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленно­му засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночно­го, нарушение методики кормления, вследствие чего происхо­дит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и др.

Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка

 

Как подготовить ребенка к детскому саду.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина в связи с данной темой всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает де­рево, стараясь не повредить его корневую систему, пересажи­вает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к ребенку. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни малыша. Все оха­ют, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых в новой для него обстановке. Попробуйте посмотреть на все случив­шееся глазами самого ребенка. В его жизни никогда подобно­го не было, он ничего не может понять, осознать. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерва­ны, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке труд­но ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Он горько и с обидой на всех и вся рыдает, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже пытается убежать. Родители пора­жаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого дитяти.

Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчая­ние и обида на протяжении нескольких часов в день настоль­ко доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки воспитателей хоть как-то успокоить его вызывают испуг. Ребенок настолько взбудоражен, что, возвратясь домой, не может успокоиться не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходит второй, третий день. Хрупкий организм не выдерживает колоссальных нервных перегрузок: у ребенка может подняться температура, возможно появление сыпи или же первых признаков расстройства желудка, он может заболеть.

Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка.

Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша. Дошкольное учреждение всегда готово прийти на помощь: воспитатели, медицинские работники проводят консультации для родителей о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей, ознакомят с примерным меню детского учреждения. Родителям необходимо прислушаться к советам дошкольных работников.

Адаптационный период условно можно разделить на эта­пы. Подготовительный этап следует начинать за 1 - 2 меся­ца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого периода — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, по­степенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда ребенок придет в группу, он, так же как и все дети, охот­но сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей груп­пы. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощ­ные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В дет­ском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным.

Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как завтрак, обед, ужин, а также сон. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели следят, чтобы все доели до конца, по необходимости кого-то докармливают. Педагоги не смогут уделить должного внимания каждому из новеньких, которые привыкли есть из соски, сидя на руках взрослого, и т. д. То же и при укладывании спать. Все дети с помощью взрослого раздеваются и ложатся в кроватки. Вос­питатель следит за тем, чтобы ребята спокойно заснули. Одно­го погладит, другому улыбнется, третьего укроет одеялом. При­вычки при засыпании (укачивание, засыпание на руках взрос­лого и т. д.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Лом­ка устойчивых стереотипов при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит к негативным реакциям у детей. Поэтому следует провести соответствую­щую подготовку в домашних условиях, причем делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умею­щий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицатель­ных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

Во время основного этапа адаптационного перио­да ребенок начинает посещать группу по 2 - 3 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель внимательно следят за самочувствием, отмечают характер сна, аппетита. При первых проявлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2 - 3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он «вместе со всеми играет, гуляет в течение 2 - 3 часов, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивиду­альны, поэтому кому-то можно предложить пообедать в группе раньше, а кому-то позже. К дневному сну следует возвратиться домой, чтобы не нарушать длительность и характер сна каждого из адаптирующихся детей. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно пытаться предложить ему остаться в детском саду после обеда. Воспитатель обращается к малы­шу: «У нас вечером будет интересно, дети будут играть, будет праздник. Не уходи домой, а то ничего не увидишь. Побудь в постели, пока дети спят. Ты глаза не закрывай, так полежи, а я посижу рядом с тобой!»

Адаптационный период считается законченным, если ре­бенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпает­ся в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня раз­вития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, уровень самосто­ятельности низок, он не сможет обходиться без взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начина­ет плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребен­ка может растянуться до месяца. Ребенок, который дома нахо­дится на попечении всех родных по очереди и не привык са­мостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он перехо­дит из рук в руки - от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отноше­ния со стороны взрослых он может заболеть, так как постоян­но хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он на­правляет только на взрослых, следит за их настроением, ма­лейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться три месяца, а то и дольше.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстника­ми, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадов­ским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспита­телем, то адаптационный период будет безболезненным и ко­ротким.

Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду.

Первый день.

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

1. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

2. Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

4. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое-то время. Целесообразно в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора; здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

5. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

6. Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.

Первая неделя.

Первая неделя проходит очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Возможно, Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.

Причин же может быть несколько. Во - первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Советы по улучшению эмоционального состояния ребенка.

 

1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.

3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2 - 3 часа, затем время увеличивается до 5 - 6 часов.

4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая - то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и «порешайте» проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.

5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.

6. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

8. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

9. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

10. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.